![]() |
Прототип KT4D 002 следует по маршруту № 2 к потсдамскому вокзалу Ребрюке по улице Фридрихэбертштрассе, 27 июня 1975.
(Фото: Эрнст Лассбахер) |
История
KT4D
Решающий толчок к созданию этих вагонов дала Германская
Демократическая республика, которая в силу договорённостей в рамках СЭВ
в середине шестидесятых годов должна была свернуть собственное
трамвайное производство в пользу чешских моделей. [От редактора:
Здесь автор не совсем прав. В действительности транспортники ГДР к тому
времени уже испытали в Дрездене одиночные вагоны T3 и после сравнения со своими "Гота" решили отказаться от производства последних.].
Теперь требовалось создать вагоны, пригодные для эксплуатации на
трассах немецких городов с их тесными улицами, кривыми малого радиуса и
большими значениями уклонов. Кроме того, необходимо было учесть и
различную колею трамвайных предприятий ГДР (в некоторых городах она
была 1435 мм, в других - более узкой). Решено было попытаться
разработать для этих условий небольшой сочленённый вагон. Два опытных
экземпляра создали в период 1969-74 гг. Оригинальная конструкция
укороченного сочленения позволяла удерживать секции вагона в стабильном
положении без вихляния при движении по прямой. Узел сочленения
обкатывался ещё в 1969 году на переделанном опытном экземпляре K1,
на нём и были отработаны основные конструктивные решения. Готовые
вагоны после кратковременных испытаний в Праге прибыли в Потсдам, где и
остались после окончания испытаний. В 1974 начато серийное производство
этих вагонов.
В германии KT4 эксплуатируются как одиночные или в двухвагонных
системах. В Эрфурте и Коттбусе они сцеплялись даже в тройники с
впечатляющей длиной состава - 57 м.
В 1982 году созданы два опытных вагона с тиристорно-импульсной
системой управления TV3, которые получили обозначение KT4Dт. С 1983 эти
вагоны работали в Берлине. В 1986 и 1987 годах поставлялись серийные
вагоны этой модификации.
KT4SU
Преимущества KT4D в стеснённых условиях были настолько очевидны,
что аналогичные вагоны были заказаны и для отдельных трамвайных
предприятий СССР. 2 прототипа KT4SU обкатали в Праге и доставили во
Львов. Серийное производство начали в 1980 году. Конструктивно эти
вагоны ничем не отличались от собираемых для Германии.
KT4YU
С 1980 KT4 с индексом KT4YU начали поставляться также в Югославию.
В Белграде на них был заменён весь существовавший парк трамвайных
вагонов. В Загребе они работали совместно с T4YU и Б4YU
более раннего выпуска. С 1986 года там испытывался также прототип
KT4YUт с ТИСУ. Однако, в этом случае до серийного производства дело не
дошло.
KT4K
После поставки 50 вагонов для нового депо в столице КНДР Пхеньяне
(1991 год) серийное производство КТ4К прекращено. Впоследствии эти КТ4
были переделаны заводом Шэньфэн в китайском городе Шэньян. Видимо,
эксплуатация сочленений вызвала технические трудности, поэтому оно из
вагонов удалялось, а секции сваривались в единое целое, образуя
четырёхосный одиночный вагон большой длины.
Технические характеристики КТ4
Длина по корпусу: | 18110 мм |
Ширина кузова: | 2200 мм |
Высота кузова: | 3100 мм |
База (между шкворнями тележек): | 8900 мм |
Расстояние между осями: | 1900 мм |
Мест для сидения: | 26-38 (зависит от модификации) |
Число стоящих пассажиров: | 83/133 88/141 105/168 (зависит от модификации) |
Тип двигателей: | TE 022H |
Количество и мощность: | 4 * 45 кВт |
Конструктивная скорость: | 55/65 км/ч (зависит от модификации) |
Масса: | 20.3 т |
Тип вагона: | Односторонний моторный |
Система управления: | Ускорительная/Тиристорно-импульсная TV1 |
Статистика
За период с 1974 по 1997 построен 1801 вагон типа KT4.
Город | Годы выпуска | Количество | парковые номера |
---|---|---|---|
Берлин | 1976-1988 | 576 | 219 001 - 219 582 |
Бранденбург | 1979-1983 | 16 | 170 - 185 |
Гера | 1978-1992 | 61 | 301 - 344, 348 - 363 |
Гёрлиц | 1983-1990 | 11 | 001 - 011 |
Гота | 1981-1982 | 6 | 301 - 306 |
Коттбус | 1978-1990 | 65 | 1 - 65 |
Лейпциг | 1976 | 8 | 1301 - 1308 |
Потсдам | 1974-1987 | 45 | 001 - 044, 011/II |
Плауэн | 1976-1988 | 45 | 201 - 245 |
Франкфурт-на-Одере | 1987-1990 | 34 | 201 - 234 |
Цвикау | 1987-1988 | 22 | 928 - 949 |
Эрфурт | 1976-1990 | 156 | 401 - 555, 404/II |
Итого | 1974-1992 | 1045 |
Город | годы выпуска | Количество | Парковые номера |
---|---|---|---|
Винница | 1980-1990 | 81 | 148 - 228 |
Евпатория | 1987-1990 | 18 | 30 - 47 |
Житомир | 1981-1988 | 20 | 19 - 38 |
Калининград | 1987-1994 | 41 | 401 - 441 |
Лиепая | 1983-1988 | 22 | 216 - 237 |
Львов | 1976-1988 | 145 | 1000 - 1145 |
Пятигорск | 1988-1994 | 35 | 120 - 154 |
Таллин | 1980-1988 | 73 | 51 - 123 |
Итого | 1976-1994 | 435 |
Город | Годы выпуска | Количество | Парковые номера |
---|---|---|---|
Белград | 1980-1990 | 200 | 201 - 400 |
Белград | 1997 | 20 | 401 - 420 |
Загреб | 1985-1986 | 51 | 301 - 351 |
Итого | 1980-1997 | 271 |