![]() |
Прототип вагона Т1 № 5001 в Праге. 14 апреля 1952.
(Фото из коллекции Гриза) |
История
Первый прототип вагона T1, № 5001, выехал на улицы Праги
22.11.1951. И механическая часть, и электрооборудование несли на себе
основные черты конструкции PCC. Кузов трамвая был длиной 14.5 м, а
шириной только 2.4 м, поскольку пражская трамвайная сеть тогда ещё не
допускала использования максимальной длины и ширины вагона [Габаритная
ширина трамваев обычной колеи (т.е. 1435 или 1524 мм) в Восточной
Европе принята 2.5 м, в то время как в ФРГ, например, она равна 2.4 м -
прим. ред.]. Подавляющее большинство T1 было оснащено продольными сиденьями. Поперечные устанавливались только в вагоны последних серий.
Хотя конструкция T1 не предусматривала буксировку прицепных
вагонов, такие опыты в Праге проводились в течение первых лет
эксплуатации. Однако, это только лишний раз доказало, что новые вагоны
не подходили для такой формы работы. Тогда в Праге впервые применили
двухвагонные системы. Впрочем, гораздо больше систем стало выходить на
линии не здесь, а в Остраве.
Постепенно T1 поставлялись во все трамвайные города ЧССР, которые
имели обычную европейскую колею 1435 мм. Исключение составляло лишь
Брно, где в это же самое время происходило обновление трамвайного парка
за счёт двухосных цельнометаллических вагонов другой марки.
Т1 поставлялись не только в пределах Чехословакии. Так как эта
модель была самой современной из выпускаемых в странах СЭВ трамваев, ею
заинтересовались заказчики и из других стран. 20 вагонов отправили в
Ростов-на-Дону [единственный город СССР, где колея трамвая европейская - прим.ред.]
и 2 экземпляра в Варшаву. Поляки немедленно принялись клепать их копии
на заводе Консталь безо всякого разрешения чехословацкой стороны.
Поскольку их было немного, экспортные вагоны работали недолго. А
вот в Чехословакии T1 эксплуатировались почти в первоначальном
количестве до середины шестидесятых годов. Затем несколько вагонов в
Кошице, Мосте и Праге были, так сказать, "перестроены" в модель T3.
Происходило это так: кузов и электрооборудование заменялись, а
оставались только тележки, на которых по большей части менялись и
двигатели. Остальные T1 служили вплоть до восьмидесятых годов и только
потом были заменены на T3. Торжественное прощание с моделью T1 произошло 04.04.1987 в Пльзени.
В эксплуатации T1 показали себя очень хорошо. Относительно более
лёгкие кузова давали хорошую удельную мощность и делали T1 наиболее
шустрыми вагоами среди всех "Татр".
В настоящее время сохранились как музейные следущие вагоны:
5001 | транспортный музей в Праге |
5002 | транспортный музей Праги (пока не восстановлен полностью) |
121 | транспортный музей Пльзени |
528 | транспортный музей Остравы |
203 | транспортный музей Кошице (памятник) |
5064 | технический музей Брно (вагон из Праги) |
Технические характеристики Т1
Длина по сцепкам: | 14500 мм |
Длина кузова: | 13300 мм |
Ширина кузова: | 2400 мм |
Высота кузова: | 3050 мм |
База (между шкворнями тележек): | 6000 мм |
Расстояние между осями: | 1900 мм |
Мест для сидения: | 26 |
Число стоящих пассажиров: | 69 |
Тип двигателей: | TM 22 |
Количество и мощность: | 4 * 40 кВт |
Тип вагона: | Односторонний моторный |
Статистика
В период с 1952 по 1958 построено 287 вагонов модели T1.
Город | Годы выпуска | Количество | Парковые номера |
---|---|---|---|
Кошице | 1956-1958 | 11 | 201 - 211 |
Мост | 1957-1958 | 34 | 201 - 234 |
Оломоуц | 1957-1958 | 10 | 101 - 110 |
Острава | 1955-1957 | 44 | 501 - 544 |
Пльзень | 1955-1957 | 33 | 101 - 133 |
Прага | 1952-1956 | 133 | 5001 - 5133 |
Ростов-на-Дону | 1957 | 20 | 301 - 320 |
Варшава | 1955 | 2 | 501 - 502 |
Итого | 1952-1958 | 287 |