Винница - административный центр Винницкой области. Население - 362,5 тыс. чел.
Идея введения трамвайного движения в городе берет начало с 1898
года, однако первые шаги к пуску трамвая были сделаны лишь в 1911 году.
В этом году была сооружена паровая электрическая станция. Строительство
трамвайных путей началось в сентябре 1912 года. -Первая линия соединила
железнодорожный вокзал с Женской гимназией и проходила по
центральной улице города (Николаевский проспект). Депо было построено
возле электрической станции на Набережном переулке.
28 (15) октября 1913 года движение открывали 7 двухосных вагонов Нюрнбергского завода «МАN».
В 1914 году была построена и сдана в эксплуатацию одноколейная
линия по Николаевской улице до военного городка. Общая длина
трамвайного полотна составляла тогда 10,5 км.
На время гражданской войны с февраля 1920 по 1 декабря 1921 года движение было остановлено.
K 1924 году на балансе находилось 11 вагонов, 2 площадки и один
спецвагон. За период 20-х - 30-х годов были также приобретены несколько
б/у вагонов из Твери и Одессы. В 1932 году трамвайная линия была
продлена от улицы Ленина до больницы имени Пирогова.
Во время Второй мировой войны Винница долгое время пребывала в
оккупации немецких войск, однако трамвайное движение остановлено не
было. Однако, при отступлении в марте 1944 года немецкие власти сильно
разрушили трамвайную систему и систему электроснабжения. К маю того же
года движение на участке от депо до больницы им. Пирогова было
восстановлено. До 1950 года было
ведено второе трамвайное депо на нынешнем проспекте Коцюбинского, а так
же закончена постройка одноколейной линии по улице Фрунзе до
суперфосфатного завода.
В 50х годах на баланс «Управления Винницкого трамвая» поступило
порядка 15 б/у довоенных вагонов Киевского завода электротранспорта им.
Ф.Э. Дзержинского, переоборудованных под узкую колею. В результате
строительства нового центрального моста через реку Южный Буг в 1953
году, трамвайная сеть была разорвана на 2 части. Вместо старого
трамвайного депо в 1955 году было построено новое по Хмельницкому
шоссе. В 1957 году продлевают маршрут от больницы им. Пирогова до
Медицинского института, а в 1958 до больницы им. Ющенко. Со средины 50х
годов начали поступать немецкие вагоны Gota, работавшие в основном в
сцепках: моторный плюс прицепной.
В 1963 году продлили линию трамвая от улицы Революционной до нынешнего проспекта Космонавтов, а в 1968 - до Барского шоссе.
В этом же году продлили и первый маршрут – до нынешней остановки «Электросеть».
С 1971 года начали поступать 4х-осные Татры Т4, которые были
намного "мягче" и удобнее для пассажиров. В конце 70х годов трамвайную
линию с ул. Коцюбинского от железнодорожного вокзала до площади Победы
перенесли на ул. Кирова.
В 80х годах трамвайный парк пополняется 81 вагоном Татра КТ4, которые до сих пор составляют основу подвижного состава города.
К 1992 году полностью открывается линия на м/н Вишенка. Общая протяженность трамвайных путей теперь составляет 42 км.
В 2002-2006 годах линии по центральному мосту и ул. Коцюбинского
были реконструированы с применением чешской бесшпальной технологии
укладки пути.
В 2007 - 2008 гг трамвайный парк пополняется 37 вагонами
Karpfen Be 4/4 + B4 и Mirage Be 4/6 1960х годов выпуска б/у из Цюриха.
Летом 2008 года начато строительство трамвайной линии, которая соединит
ул. Келецкую и Хмельницкое шоссе по Барскому шоссе.