ДЕТСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВИННИЦЫ
Немного отвлеченная тема, но почему бы и нет. Хочется рассказать
нашим дорогим гостям ещё о нескольких железных дорогах в нашем городе.
Все они были воплощены в реальности в той или иной степени, но
некоторые канули в небытие, а некоторые работают и сегодня. Возможно,
многие даже узнают сейчас что-то новое из жизни нашего города.
Для маленьких
Пожалуй, начнем рассказ с детской железной дороги, которая расположена в центральном городском парке имени Максима Горького
Построенная в начале 70-х годов прошлого века,она работает и сегодня.
Ее подвижной состав представлен в виде паровозика и одного вагончика.
Колея проложена по кругу с двумя выпрямленными участками. Общая длина
пути около 100-120 метров. Есть крытый остановочный павильон, в котором
установлен электрический щит управления. На выезде из станции -
маленький светофор, который к сожалению сейчас не работает. Колея
узкая, между рельсами идут еще два контактных рельса. На щите
управления написано: "Напряжение питания 380 В". Над рельсами есть даже
пешеходный мостик, который ведет к другому аттракциону, расположенному
внутри железнодорожного кольца. Как уже говорилось, подвижной состав
представляет собой маленький паровозик (моторный вагон), и прицепной
вагон. Старшее поколение помнит вагоны другого типа, отдалённо
напоминающие легковые машинки-кабриолеты. Тогда, на моей памяти, было
три вагона. Их количество могло меняться. Слева от колеи есть ангар, в
котором в те времена проводили ремонт подвижного состава и хранили
вагоны в зимнее время. Помню, когда ворота ангара были открыты, там
можно было увидеть еще один-два вагончика (этакое маленькое депо). И
вот уже много лет нет ни одного ребенка в нашем городе, который бы не
катался на этом не быстром, но таком милом сердцу поезде детства.
Сегодня стоимость поездки - 5 гривен. Одна поездка составляет 2 полных
круга.
Дорога-фантом
Второй
рассказ о детской железной дороге, которая должна была появиться на
Вишенке, в районе дома-музея Николая Ивановича Пирогова. А дело было
так. Еще в далеком 1979 году был разработан проект постройки настоящей
детской железной дороги, с настоящим узкоколейным тепловозом и
вагонами. И если бы проект остался только на бумаге, то возможно не
было бы о нем сейчас рассказа. Но проект стал осуществляться во второй
половине 80-х годов прошлого века, и его окончательному завершению
помешал, как это не банально, «после перестроечный» кризис. Проект
предполагал постройку железнодорожной колеи по берегу Вишенского озера.
Мне, к сожалению, неизвестен точный маршрут, хотя я слышал, что пути
должны были полностью проходить вокруг этого самого озера. Была уже
построена остановочная станция и платформа напротив музея Н.И. Пирогова
(через дорогу от него), которую я сам видел и посещал. Станция
представляла собой крытый павильон для ожидания поезда и закрытое
помещение (предположительно касса). Позднее, несколько лет подряд, я
наблюдал картину ее разборки на стройматериалы, а в конце и полное
уничтожение (первая половина 90-х годов ХХ века). Сейчас на этом месте
стоит очередной частный особняк. Но следы постройки детской ЖД можно
найти и сегодня. Новый мост, построенный тоже в 80-х годах от Вишенки
на Пирогово, кроме автомобильной и двух пешеходных зон имеет еще
участок под железнодорожную колею, которая так и осталась
незадействованной. На сегодня именно это осталось единственным
напоминанием великого начинания.
Пути в никуда
Была
ещё одна железная дорога длиной в 200 метров. Местные жители должны ее
помнить. Она находилась на улице Красноармейской справа от ПТУ №4 и
представляла собой прямой участок обычной железной дороги с несколькими
путями, стрелками, светофорами, тупиками – полноценное железнодорожное
хозяйство. Поезда, конечно, по ней не ходили. Но это тоже была такая
себе детская железная дорога – учебный полигон для студентов
вышеупомянутого учебного заведения, чья специальность была связана с
железной дорогой. Какие это были специальности – не известно. Сегодня
таковых там нет. Да и железной дороги тоже нет – на ее месте платная
стоянка для авто. Хотя, возможно, она была полигоном и для студентов
другого учебного заведения, что более вероятно - Винницкого железнодорожного техникума (сейчас транспортный колледж)
, в котором и сегодня готовят путейцев. Единственное, что могу
добавить, никакие учебные занятия, мы, дети, там не наблюдали ни в
конце 80-х, ни в начале 90-х годов. Полигон покрывала дикая травяная
растительность и редкие кустики. Вся местная детвора туда
беспрепятственно лазила, хотя всё это хозяйство ограждал забор из
сетки. Эта ветка железной дороги существовала до середины 90-х годов.
Заместитель
И еще раз хочется вернуться в винницкий парк. Если перед этим я
рассказал Вам про железную дорогу без поездов, то сейчас расскажу про
поезд без железной дороги. Был такой поезд-аттракцион в нашем парке,
только, к сожалению, недолго. Он появился в начале 90-х годов и через
пару лет исчез. Представлял собой электрокару, кузов которой был
выполнен под стиль паровоза, и два прицепа в виде вагончиков. Данный
паровозик двигался по дорожкам парка от стадиона до центрального фонтана
и вмещал уже не только детей, но и взрослых. Хотя, в маленьком
паровозике, о котором я писал вначале, тоже можно увидеть мамочку
(очень смешно выглядит), если вдруг чадо отказалось ехать
самостоятельно. Кстати об аналогиях – детский паровозик, как он
выглядит сейчас, сделали тогда, когда был сделан автопоезд (оба
экземпляра строили силами самого парка?). Они были похожими по стилю,
только один большой, а другой маленький. Большого, к сожалению, уже нет.
Послесловие
Всё что написано - это личные воспоминания.
Поэтому некоторые факты могут быть описаны не достаточно объективно.
Ждем Ваши комментарии. Если у Вас есть фотографии этих железных дорог,
особенно старые, хотелось бы разместить их в данной статье.
Надеемся,что эта статья еще будет дополняться Вами.
Специально для depo.vn.ua
Олег Матюхов
Июнь 2010
|