Троллейбусы, имевшие вид переделанных автобусов львовского
производства (а, может быть, это и было так?), появились, мне кажется,
в самом конце пятидесятых. А трамвай в 1945-м уже был. Поэтому – лишь о
трамваях.
Трамваи были старые. Кабины водителя – с обоих концов. Это было очень
удобно, если надо было вдруг поехать назад. Стоило только перекинуть
дугу (к ней для этой цели была прикреплена крепкая верёвка) и водителю
перейти в другой конец вагона. Трамваи нередко сходили с рельсов («с
рельс», говорили в Виннице). Тогда всех просили выйти, под колесо
подкладывали булыжник (!), спрыгнув с которого колесо могло случайно
попасть на нужное место. Не попадало – процедуру повторяли. Многократно.
А если трамвай сходил всеми колёсами с рельсов, то его на них затягивали. Машиной. Трамвайное движение замирало на часы.
Да, булыжники, как правило, находили у края проезжей части. Если же не
находили, то выковыривали из мостовой, тогда ещё не покрытой асфальтом.
Ломики у водителей (наверное, не только для этих целей) находились в
кабине всегда. У некоторых же в кабине были припасенные (на случай)
булыжники!
Те, кто стоял на задней площадке, могли рассматривать пустую кабину
водителя. Там, на колонке управления, хорошо читалась бронзовая надпись
«Всеобщая российская компания электричества». А сделаны эти трамваи
были в Германии (ещё до революции!). Я бы не поверил, если бы в 60-е
годы не сидел в Сочи в машине «ЗИС» (Завод Им. Сталина), в которой на
каждой железке стояло клеймо «Made in USA». На этой машине в своё время
перевозили того, чьим именем был назван завод, бывший не в состоянии
производить машины, гарантирующие безопасность передвижения «корифея
науки, гения всего человечества» (определение заимствовано из книг тех
времён), имевшего дачу недалеко от Сочи.
Билеты продавали кондукторши (мужчины-кондуктора появились лишь в
последние годы описываемого периода, причём их были единицы).
Кондукторши начинали «отоваривать» билетами с задней площадки, где,
сбившись кучей, плотно друг к другу стояли потенциальные безбилетники.
А затем кассирши протискивались, прижимая высоко к груди висящую на шее
сумку с мотками билетов и деньгами, в направлении водительской кабины.
Протаскивание своего тела сквозь плотную людскую массу было для них
делом непростым. Кассирши, напрягаясь, багровели. И, всё же, худых и
плоскогрудых среди них было почему-то совсем немного. Попав в переднюю,
весьма свободную часть вагона, кассирши, получив, наконец, возможность
глубоко вдохнуть, на выдохе кричали: «Девочки! Пройдите вперёд! А
мальчики пройдут за вами сами».
Если Вы покупали более двух билетов, то крайний был довольно часто
половинкой. Вторая половинка доставалась следующему покупателю
нескольких билетов. Для половинок у кассирш был всегда отдельный моток
билетов. Так «экономился» один билет и прикарманивались ТРИ КОПЕЙКИ.
Стоимость стакана газированной воды с сиропом. Но, как говорится, с
миру по нитке – голому рубашка.
Большим шиком считалось (особенно, в вечернее время, когда контролёров
не было), отдавая кассирше свои трудовые копейки, гордо при сём во
всеуслышание заявить: «Билет не нужен!». Кассирша, странное дело, не
упрашивала…