Подавляющему большинству винничан хорошо известно имя Зои Ткаченко,
поскольку им названа одна из троллейбусных остановок нашего города. Она
заслужила такой чести за проявленное мужество во время
дорожно-транспортного происшествия, в результате которого, спасая жизнь
пассажиров, погибла сама. А случилось это так. Морозным днем 17 января
1977 года Зоя вела свой троллейбус обычным маршрутом — от ГПЗ-18 к
инструментальному заводу. Этот маршрут был всегда напряженным и
сложным. Здесь постоянно много попутного и встречного транспорта.
К тому же в этот день дорога оказалась чрезвычайно скользкой. Беда
случилась, как всегда, неожиданно. Троллейбус вдруг резко занесло на
обледенелой дороге и выбросило на грузовик, который двигался навстречу.
При этом столкновении бензобак грузовой автомашины был поврежден,
горючее которого выплеснулось на переднюю часть троллейбуса и
вспыхнуло. За считанные секунды пламя охватило кабину, в которой была
Зоя Ткаченко. Водитель троллейбуса могла спастись, но этого не сделала,
поскольку в салоне было много пассажиров, которые просили о помощи.
Тогда Зоя дотянулась к тумблерам и смогла отворить двери переднего и
среднего выхода из салона. Чтобы отворить последние, задние двери, у
нее уже не было сил. Люди спаслись, никто из них не пострадал. А Зоя...
сгорела заживо. За несколько минут Владимир Коростылев, который был за
рулем следующего троллейбуса на этом же маршруте, увидел обгоревший
троллейбус с №107. На следующий же день, 18 января 1977 года, погибшую
женщину постановлением общих собраний коллектива службы подвижного
состава троллейбуса за мужество и самопожертвование во время ДТП на ул.
Лебединского, было навечно занесено к спискам ветеранов
трамвайно-троллейбусного управления. Сотрудники проявили надлежащую
заботу и о её родителях, заботясь о них до самой смерти.
С тех пор работники ТТУ ежегодно 17 января наведываются к могиле Зои,
чтобы почтить её память и преклониться перед её мужеством, никогда не
забывая о цветах, которые она любила больше всего. Может, потому, что
цветы олицетворяют жизнь, из которой ей, молодой, чрезвычайно красивой
и трудолюбивой, пришлось уйти так рано. Конечно, она не думала о
преждевременной смерти, так как имела деток, которым была так нужна. Да
и родители нуждались в её помощи, никак не представляя, что будут
хоронить свою родную дочь в 33-летнем возрасте. Это было для родных
огромным горем. У Зои было много цветов, которыми она украшала и
территорию нового (на то время) троллейбусного депо. Просто так, по
собственной инициативе. Обычно потому, что дорожила жизнью. Во всех его
красках.
Водитель троллейбуса — профессия не совсем женская. Однако их,
женщин, среди водителей немало. И, по-видимому, большинство из них
может служить примером личного мужества и ответственности.