|
Завод имени Лихачёва (ЗиЛ) — российская автомобилестроительная компания. Полное наименование — Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачёва».
История
Устав «Товарищества на паях автомобильного Московского общества» был
утвержден 18 мая 1916 года. Автомобильный завод АМО ("Автомобильное
московское общество) был основан торговым домом «Кузнецов, Рябушинские
и К» 2 августа (20 июля по старому стилю) 1916 года. Рябушинскими
планировалось развернуть на заводе производство лицензионного
1,5-тонного грузовика «ФИАТ-15 Ter» образца 1915 года, но планам
помешала разруха и национализация после Великой октябрьской социалистической революции. Первым директором завода был назначен Дмитрий Дмитриевич Бондарев.
Начатое в 1915 году строительство, к революции было выполнено на 95 %.
Постройка завода велась под руководством выдающихся специалистов А. В. Кузнецова и А. Ф. Лолейта. Фасады некоторых корпусов разработал архитектор К. С. Мельников.
15 августа 1918 г. АМО был национализирован под предлогом срыва
Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод успел
собрать из итальянских сборочных комплектов 1317 грузовиков, из которых
432 ед. в 1917 г., 779 ед. — в 1918 г. и 106 ед. — в 1919 г.
В 1919—1923
гг. завод занимался ремонтом грузовиков иностранных марок и налаживал
производство моторов. Наиболее массовой восстанавливаемой (фактически
заново) моделью в этот период был американский 3-тонный грузовик
«Уайт», который АМО выпустил в количестве 131 ед. Этот грузовик даже
хотели запускать в производство, но предпочтение было всё же отдано
более лёгкому «ФИАТ-15 Ter», на который имелась вся конструкторская
документация. Кроме того, предприятие за эти годы капитально
восстановило 230 автомобилей, произвело средний ремонт 18 и текущий
ремонт 67 автомобилей, а также отремонтировало 137 мотоциклов. С 1920
года АМО участвовало в советской танковой программе, в частности с
февраля по июль было изготовлено 24 танковых двигателя для танка КС «Русский Рено».
Предприятие продолжало восстанавливаться после разрухи и 1 ноября 1924 г. полностью самостоятельно собрало первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15.
7 ноября колонна из десяти автомобилей прошла в параде по Красной
площади. Через неделю после парада несколько грузовиков АМО-Ф-15 с
успехом участвовали в автопробеге по центральной России, чем
подтвердили достаточный уровень качества продукции АМО. После этого
капвложения в дальнейшее развитие предприятия увеличились.
Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой
относительно недолгий производственный цикл на АМО три модернизации.
Конструкция грузовика «Уайт» была переработана на АМО и передана для
освоения на Ярославский автозавод (бывший Завод Лебедева), где грузовик выпускался с 1925 года как Я-3 и стал родоначальником всех довоенных ЯГ-ов.
В 1925 г. завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 г. директором был назначен И. А. Лихачёв.
Производство постепенно возрастало, и к 1931 году было сделано 6971
экз. АМО-Ф15 из которых 2590 ед. было произведено в 1929/30
хозяйственном году. Однако масштабы стапельного производства были
совершенно неудовлетворительными для страны, разворачивавшей индустриализацию. Поэтому в 1930
для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик
«Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов
грузовик назывался АМО-2. После локализации в 1931 г. и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3,
а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с
54 до 72 л.с. После модернизации в 1933 году грузовик был переименован
в ЗИС-5.
В 1934 году, после завершения коренной реконструкции предприятия (до
100 000 автомобилей в год) этот легендарный в будущем грузовик пошёл в
массовую серию. Суточный объём выпуска ЗИС-5 превысил 60 автомобилей.
На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций из которых 19 пошли
в серию.
ЗИЛ неоднократно был пионером применения в отечественном
автомобилестроении многих конструктивных новинок. Среди них
гидравлический привод тормозов (1931 г.), 12-вольтовая система
оборудования (1934 г.), восьмицилиндровый двигатель и радиоприемник
(1936 г.), гипоидная главная передача и стеклоподъёмники с
сервоприводом (1946 г.), четырехкамерный карбюратор и кондиционер (1959
г.), четырёхфарная система освещения (1962 г.), дисковые тормоза (1967
г.).
Деятельность
АМО ЗИЛ специализируется на производстве грузовых автомобилей полной
массой от 6,95 т до 14,5 т, автобусов малого класса длиной 6,6—7,9 м
(производство под заказ) и легковых автомобилей высшего класса
(производство под заказ). В 1975-1989
гг. завод ежегодно собирал по 195—210 тыс. грузовиков. В 1990-х объём
производства катастрофически упал до 7,2 тыс. грузовиков (1996), после 2000 года возрос до 22 тыс., затем снова стал снижаться. В 2008 году произведено 4,54 тыс. автомобилей. С 1924 по 2008 завод произвёл 7 млн 867 тыс. 850 грузовых автомобилей, 39 тыс. 533 автобуса (в 1927–1961 гг., 1963–1994 гг. и с 1997 года) и 12 тыс. 145 легковых автомобилей (в 1936–2000 гг.). Кроме того, в 1951–2000 гг. было изготовлено 5,5 млн бытовых холодильников и в 1951–1959 гг. — 3,24 млн велосипедов. На экспорт в 51 страну мира поставлено свыше 630 тыс. автомобилей.
За 2008 год АМО ЗИЛ отгрузил потребителям 4539 грузовых автомобилей
(–51,3 % к 2007 году) и 9 автобусов (–65,4 %). В 2008 году выручка
компании составила 3,611 млрд руб. (73,2 % к 2007 году).
В 2008 году АМО ЗИЛ планировало организовать СП с китайской компанией CNHTC по производству тяжёлых дизельных грузовиков марки HOWO-ZIL.
Панорама сборочного цеха (конвейерная линия)
Модели
Легковые автомобили
Гоночные автомобили
Грузовые автомобили (базовые модели)
Опытные
| |