Tatra KT4 - Татра КТ4
|
Прототип KT4D 002 следует по маршруту № 2 к потсдамскому вокзалу Ребрюке по улице Фридрихэбертштрассе, 27 июня 1975.
(Фото: Эрнст Лассбахер)
|
История
KT4D
Решающий толчок к созданию этих вагонов дала Германская
Демократическая республика, которая в силу договорённостей в рамках СЭВ
в середине шестидесятых годов должна была свернуть собственное
трамвайное производство в пользу чешских моделей. [ От редактора:
Здесь автор не совсем прав. В действительности транспортники ГДР к тому
времени уже испытали в Дрездене одиночные вагоны T3 и после сравнения со своими "Гота" решили отказаться от производства последних.].
Теперь требовалось создать вагоны, пригодные для эксплуатации на
трассах немецких городов с их тесными улицами, кривыми малого радиуса и
большими значениями уклонов. Кроме того, необходимо было учесть и
различную колею трамвайных предприятий ГДР (в некоторых городах она
была 1435 мм, в других - более узкой). Решено было попытаться
разработать для этих условий небольшой сочленённый вагон. Два опытных
экземпляра создали в период 1969-74 гг. Оригинальная конструкция
укороченного сочленения позволяла удерживать секции вагона в стабильном
положении без вихляния при движении по прямой. Узел сочленения
обкатывался ещё в 1969 году на переделанном опытном экземпляре K1,
на нём и были отработаны основные конструктивные решения. Готовые
вагоны после кратковременных испытаний в Праге прибыли в Потсдам, где и
остались после окончания испытаний. В 1974 начато серийное производство
этих вагонов.
В германии KT4 эксплуатируются как одиночные или в двухвагонных
системах. В Эрфурте и Коттбусе они сцеплялись даже в тройники с
впечатляющей длиной состава - 57 м.
В 1982 году созданы два опытных вагона с тиристорно-импульсной
системой управления TV3, которые получили обозначение KT4Dт. С 1983 эти
вагоны работали в Берлине. В 1986 и 1987 годах поставлялись серийные
вагоны этой модификации.
KT4SU
Преимущества KT4D в стеснённых условиях были настолько очевидны,
что аналогичные вагоны были заказаны и для отдельных трамвайных
предприятий СССР. 2 прототипа KT4SU обкатали в Праге и доставили во
Львов. Серийное производство начали в 1980 году. Конструктивно эти
вагоны ничем не отличались от собираемых для Германии.
KT4YU
С 1980 KT4 с индексом KT4YU начали поставляться также в Югославию.
В Белграде на них был заменён весь существовавший парк трамвайных
вагонов. В Загребе они работали совместно с T4YU и Б4YU
более раннего выпуска. С 1986 года там испытывался также прототип
KT4YUт с ТИСУ. Однако, в этом случае до серийного производства дело не
дошло.
KT4K
После поставки 50 вагонов для нового депо в столице КНДР Пхеньяне
(1991 год) серийное производство КТ4К прекращено. Впоследствии эти КТ4
были переделаны заводом Шэньфэн в китайском городе Шэньян. Видимо,
эксплуатация сочленений вызвала технические трудности, поэтому оно из
вагонов удалялось, а секции сваривались в единое целое, образуя
четырёхосный одиночный вагон большой длины.
Технические характеристики КТ4
Длина по корпусу: |
18110 мм |
Ширина кузова: |
2200 мм |
Высота кузова: |
3100 мм |
База (между шкворнями тележек): |
8900 мм |
Расстояние между осями: |
1900 мм |
Мест для сидения: |
26-38 (зависит от модификации) |
Число стоящих пассажиров: |
83/133 88/141 105/168 (зависит от модификации) |
Тип двигателей: |
TE 022H |
Количество и мощность: |
4 * 45 кВт |
Конструктивная скорость: |
55/65 км/ч (зависит от модификации) |
Масса: |
20.3 т |
Тип вагона: |
Односторонний моторный |
Система управления: |
Ускорительная/Тиристорно-импульсная TV1 |
Статистика
За период с 1974 по 1997 построен 1801 вагон типа KT4.
Вагоны KT4D для ГДР
Город
| Годы выпуска
| Количество
| парковые номера
|
Берлин |
1976-1988 |
576 |
219 001 - 219 582 |
Бранденбург |
1979-1983 |
16 |
170 - 185 |
Гера |
1978-1992 |
61 |
301 - 344, 348 - 363 |
Гёрлиц |
1983-1990 |
11 |
001 - 011 |
Гота |
1981-1982 |
6 |
301 - 306 |
Коттбус |
1978-1990 |
65 |
1 - 65 |
Лейпциг |
1976 |
8 |
1301 - 1308 |
Потсдам |
1974-1987 |
45 |
001 - 044, 011/II |
Плауэн |
1976-1988 |
45 |
201 - 245 |
Франкфурт-на-Одере |
1987-1990 |
34 |
201 - 234 |
Цвикау |
1987-1988 |
22 |
928 - 949 |
Эрфурт |
1976-1990 |
156 |
401 - 555, 404/II |
Итого |
1974-1992 |
1045 |
|
Вагоны KT4SU для Советского Союза
Город |
годы выпуска |
Количество |
Парковые номера |
Винница |
1980-1990 |
81 |
148 - 228 |
Евпатория |
1987-1990 |
18 |
30 - 47 |
Житомир |
1981-1988 |
20 |
19 - 38 |
Калининград |
1987-1994 |
41 |
401 - 441 |
Лиепая |
1983-1988 |
22 |
216 - 237 |
Львов |
1976-1988 |
145 |
1000 - 1145 |
Пятигорск |
1988-1994 |
35 |
120 - 154 |
Таллин |
1980-1988 |
73 |
51 - 123 |
Итого |
1976-1994 |
435 |
|
Вагоны KT4YU для Югославии
Город |
Годы выпуска |
Количество |
Парковые номера |
Белград |
1980-1990 |
200 |
201 - 400 |
Белград |
1997 |
20 |
401 - 420 |
Загреб |
1985-1986 |
51 |
301 - 351 |
Итого |
1980-1997 |
271 |
|
|