| Tatra KT8D5 - Татра КТ8Д5
|
Пражский KT8Д5 № 9020 работает на маршруте № 3, 1 июля 1998.
(Фото: Назе)
|
История
KT8Д5CS
В первой половине восьмидесятых годов завод ЧКД-Татра-Смихов
получил от транспортного управления Министерства внутренних заказ на
разработку и производство двухконечного восьмиосного трёхсекционного
трамвая.
Оба прототипа KT8Д5 вышли на испытания в Праге под номерами 0018 и
0019 в 1984 году. По результатом длительных двухлетних тестов выпущена
опытно-промышленная партия.
Из 10 вагонов в Прагу попали 4, в Брно 2, в Кошице 2 и в Мост 2. Это
были трёхсекционники с 4 тележками, дверьми на обоих бортах и двумя
кабинами управления, общая длина их составляла 31.3 м а ширина была
чуть менее 2.5 м. С 1986 началось серийное производство. Узкоколейное
исполнение для этой модели не рассматривалось. Трамвай предназначался
для интенсивных пассажироперевозок, поэтому и был сделан столь
вместительным - до 350 пассажиров - а кроме того, допускает
использование двухвагонных систем.
[ От редактора: Собственно говоря, КТ8Д5 предназначался не просто для интенсивных перевозок, это был вагон для скоростного трамвая.
В связи с этим, одним из важнейших требований при разработке был
постулат "все двери в одной плоскости". На фото хорошо видно, что кузов
КТ8 не имеет таких протяжённых скосов к носу и корме, как Т3 или семейство Т5,
у которых в этих скосах расположены крайние двери. При использовании
оборудованных станций с платформами это существенно повышает
безопасность пассажиров. Кроме того, КТ8 должен был стать основой
целого семейства вагонов разной длины и разной секционности. Таких, как
известные в проектах КТ8А5 и КТ8Ц5. Взглянув на Т7, нетрудно заметить черты того же самого семейства.]
В 1995 году 3 бывших в употреблениии КТ8Д5 из Кошице поступили в
депо города Штраусберга, Strausberger Eisenbahn GmbH. Сталеплавильный
комбинат в Кошице, маршруты к которому обчслуживали эти вагоны, пришёл
в упадок, пассажиропоток снизился, и КТ8 оказались не нужны прежнему
владельцу. В Германии это единственные вагоны такого типа. Для того,
чтобы их эксплуатировать, потребовалось реконструкция оборудования
депо. Прошедший модернизацию вагон № 21 (Бывший № 527 Кошице) сдан в
эксплуатацию 12 июня 1995. Вскоре после этого на линию вышли № 22
(бывший № 503) и № 23 (бывший № 505).
Венгерский город Мишкольц в 1996 году также приобрёл 10 KT8Д5CS
(номера 200 - 209), отставленные от работы в Кошице, и ещё четыре
вагона с пришедшей в упадок системы скоростного трамвая Мост-Литвинов
(номера 210 - 213), а в 1997 году к ним добавилось ещё четвёрка оттуда
же (номера 214 - 217).
KT8Д5K
Единственная зарубежная поставка 45 KT8Д5 - 1990 год, столица КНДР
Пхеньян. Вагоны получили там номера с 1001 по 1045. При этом вагон 1001
считается первым сданным в эксплуатацию трамваем Пхеньяна, о чем
напоминает вымпел с датой 13.04.1991 внутри кабины водителя.
.
KT8Д5SU
Один-единственный KT8Д5 испытывался и в Москве. Работал он преимущественно на маршруте №1. [ От
редактора: По окончании испытаний начались странности. Вагон не получил
одобрения якобы потому, что управление таким огромным трамваем на
московских улицах затруднительно. Но первый маршрут практически
полностью проходит на обособленном полотне! Все "трудности"
ограничивались въездом на кольцо "Москворецкий рынок" и выездом с него.
А также небольшим отрезком у Серпуховской заставы при следовании в
депо. И там и там по сей день успешно эксплуатируются системы из
вагонов Т3 общей длиной те же 30 м.]
Позже этот вагон перевезён в Волгоград в депо скоростного трамвая
и там испытывался. Но началось смутное время, и на настоящий момент КТ8
стоит на веере путей, неспособный передвигаться самостоятельно, и
средств для его восстановления нет.
[От редактора: По непроверенной информации, заводом
ЧКД-Татра-Смихов в 1991 году была изготовлена партия из 5 вагонов этого
типа для волгоградского скоростного трамвая, но ни один из них так и не
был выкуплен, в результате чего, переставленные на тележки 1435 мм, они
поступили на одно из чешских трамвайных предприятий.]
KT8Д5Н
В 1998 году трамвайное предприятие города Брно (DPMB) заказало 5
вагонов KT8Д5, средняя секция которых должна была быть выполнена с
низким полом. Первые 3 из них (номера 1729-1731) поступили в декабре
1998, остальные два (номера 1732 и 1733) появились в апреле 1999. Ввиду
технических трудностей первый рейс с пассажирами вагона № 1729
состоялся только 20 мая 1999. В обозначение модели была добавлена буква
"Н" (латинское "N"), означающая "низкопольный". Осенью 1999 заказаны
еще 2 KT8Д5Н, они получили номера 1734 и 1735. [ От редактора: Указанные вагоны были изготовлены уже не заводом ЧКД Татра-Смихов, а малым предприятием ЧКД Прагоимэкс,
специализирующимся на модернизации вагонов "Татра". Нет точных данных,
был ли использован задел кузовов, оставшийся от прежних времён, или же
"капиталились" существующие вагоны. В последнем случае автор допускает
ошибку и считает эти вагоны дважды - один раз при выпуске, другой при
капремонте.]
Технические характеристики КТ8Д5
Длина кузова: |
30300 мм |
Ширина кузова: |
2480 мм |
Высота кузова: |
3145 мм |
База (между шкворнями тележек): |
3 * 7500 мм |
Расстояние между осями: |
1900 мм |
Мест для сидения: |
40-54 (зависит от модификации) |
Число стоящих пассажиров: |
до 283 (зависит от модификации) |
Тип двигателей: |
TE 023 |
Количество и мощность: |
8 * 45 кВт |
Конструктивная скорость: |
65 км/ч |
Масса: |
38.0 t |
Тип вагона: |
Двухконечный сочленённый моторный |
Система управления: |
Типристорно-импульсная TV3 |
Статистика
За период с 1986 по 1999 год построено 205 вагонов KT8Д5.
Статистика KT8Д5CS
Город |
Годы выпуска |
Количество |
Парковые номера |
Брно |
ab 1986 |
28 |
1701 - 1728 |
Кошице |
ab 1986 |
40 |
500 - 539 |
Мост, Литвинов |
ab 1986 |
8 |
315 - 322 |
Острава |
ab 1989 |
16 |
1500 - 1515 |
Пльзень |
ab 1989 |
12 |
288 - 299 |
Прага |
ab 1986 |
48 |
9001 - 9048 |
Итого |
ab 1986 |
152 |
|
Статистика KT8D5K
Город |
Годы выпуска |
Количество |
Парковые номера |
Пхеньян |
1990 |
45 |
1001 - 1045 |
Статистика KT8D5Н
Город |
Годы выпуска |
Количество |
Парковые номера |
Брно |
1998-1999 |
7 |
1729 - 1735 |
| |