| Tatra T2 - Татра Т2
|
Оба прототипа Т2 №№ 6001 и 6002 на испытаниях в виде системы, Прага, 1955.
(Фото из коллекции Джакля)
|
История
Первыми экспериментальными вагонами T2 стали №№ 6001 и 6002,
появившиеся на улицах Праги в 1955 году. Их кузова, уже шириной 2.50 м,
полностью использовали новый разрешённый габарит, утверждённый
чехословацкими стандартами [и стандартами СЭВ - прим.ред.].
Сиденья первого вагона были ещё продольными. В 1965 году этот экземпляр
передали в Оломоуц. У второго вагона были более привычные в современных
"Татрах" поперечные ряды сидений. После Праги, в 1956-57 гг., он
испытывался в Либереце на узкоколейной сети (1000 мм). Затем вагон 6002
прибыл в Братиславу, где без доработок вышел на линию - братиславская
трамвайная колея также имеет ширину 1000 мм. В конце эксплуатации он
использовался как учебный. В 1977 году вагон возвратился в Прагу в
транспортный музей.
С 1958 начались поставки серийных T2 практически во все трамвайные
предприятия ЧССР. Исключения составили Яблонец над Нисой и столица. В
Яблонце к тому времени уже планировалось полное уничтожение трамвайной
сети, в Праге же ещё не вся сеть была готова к пропуску вагонов шириной
2.5 м.
Вагон T2 ещё больше, чем T1,
напоминает вагоны PCC. Из-за более прочной конструкции вагоны
потяжелели и не были уже столь маневренны, как предшественники, зато
показали гораздо большую долговечность.
В ходе эксплуатации T2 претерпевали небольшие конструктивные
изменения, которые касались, прежде всего, мордочки вагона. Менялось
табло, одиночная фара заменялась двумя. В Брно, Братиславе и Кошице на
несколько T2 установили носовую часть от T3. В Либереце один из вагонов, разбитый в аварии, был отремонтирован таким же образом.
T2SU
Закупка вагонов T2 для советского Союза была признана целесообразной в немалой степени благодаря успешной эксплуатации T1
в Ростове-на-Дону. И на этот раз речь шла уже о гораздо более крупных
партиях, приспособленных под русскую пятифутовую колею (1524 мм).
Первые партии T2SU поставлялись в исполнении с 3 дверьми, таком
же, как и чехословацкие серии. На более поздних сериях заказчик
посчитал среднюю дверь ненужной, и её убрали, заменив дополнительными
рядами сидений. [Это отражало порядок эксплуатации пассажирского
транспорта того времени: пассажиры, войдя в заднюю дверь, проходили
мимо кондуктора и приобретали билеты, уследить же за двумя входами
сразу кондуктору было значительно труднее - прим. ред.]
Электрооборудование экспортных T2 практически не отличалось от
внутренней модификации. Для нескольких советских городов
изготавливались вагоны, приспособленные для особо жестких климатических
условий. Именно на T2SU впервые стали устанавливаться полностью
закрытые кабины водителя.
T2SU пробыли в эксплуатации до начала восьмидесятых годов.
Технические характеристики Т2
Длина по сцепкам: |
15200 мм |
Длина кузова: |
14000 мм |
Ширина кузова: |
2500 мм |
Высота кузова: |
3050 мм |
База (между шкворнями тележек): |
6400 мм |
Расстояние между осями: |
1900 мм |
Мест для сидения: |
25 (T2SU: 38) |
Число стоящих пассажиров: |
75 (T2SU: 56) |
Тип двигателей: |
TM 22 |
Количество и мощность: |
4 * 40 кВт |
Тип вагона: |
Односторонний моторный |
Статистика
За период с 1955 по 1962 год построен 771 вагон Т2 всех модификаций.
Внутренние поставки - колея 1435 мм, если не указано иное
Город |
Годы выпуска |
Количество |
Парковые номера |
Братислава (1000 мм) |
1959-1962 |
66 |
201 - 266 |
Брно |
1958-1962 |
94 |
401 - 494 |
Кошице |
1958-1962 |
31 |
212 - 242 |
Либерец (1000 мм) |
1960-1961 |
14 |
10 - 23 |
Мост |
1961-1962 |
36 |
235 - 270 |
Оломоуц |
1960-1961 |
4 |
111 - 114 |
Острава |
1958-1962 |
100 |
600 - 699 |
Пльзень |
1960-1962 |
26 |
134 - 159 |
Прага |
1955 |
2 |
6001 - 6002 |
Устье-над-Лабой |
1960-1962 |
18 |
151 - 168 |
Итого |
1955-1962 |
391 |
|
Вагоны T2SU для Советского Союза - колея 1524 мм, если не указано иное
Город |
Годы выпуска |
Количество |
Парковые номера |
Куйбышев (Самара) |
1958-1962 |
43 |
|
Киев |
1960-1962 |
50 |
5001 - 5050 |
Ленинград (Санкт-Петербург) |
1959 |
2 |
|
Москва |
1959-1962 |
180 |
301 - 480 |
Ростов-на-Дону (1435 мм) |
1958-1959 |
40 |
321 - 360 |
Свердловск (Екатеринбург) |
1958-1962 |
65 |
301 - 365 |
Итого |
1958-1962 |
380 |
|
| |